Российская Федерация обладает практически 25 процентами площади мирового леса. Запас древесины нашей страны составляет около 82 миллиардов кубических метров, допустимый объем рубки – 0,5 миллиардов кубических метров в год, а используется из этого объема лишь менее четверти. Поэтому запасы древесины у нас хоть и внушительны, но лесозаготовительная отрасль функционирует очень слабо.
Плохо развитая инфраструктура лесного комплекса, является причиной малого объема заготавливаемой древесины. Так, Россия обеспечивает лишь 6% мировых объемов лесозаготовок, уступая Бразилии, Канаде и США, поэтому и продажа леса кругляка у нас находится на более низком уровне.
Доходы российских производителей в пять раз меньше средних доходов по всему мировому рынку, и составляют около 70$ с кубометра. Причем, несмотря на повышение спроса на древесину на внутреннем и внешнем рынке, удельный вес Российского лесоперерабатывающего комплекса во всей производственной структуре с каждым годом уменьшается.
Скорость принятия решений по управлению лесами снижается из-за высокой централизации всей системы, из-за этого же и уменьшается эффективность контроля над ними. Государство является основным собственником лесных массивов и берет на себя ответственность за сохранение лесных ресурсов и выработку стратегического направления развития отрасли. Из мировой практики четко видно, что централизованные системы управления лесами не могут обеспечивать требуемую экономическую эффективность работы отрасли.
Новый Лесной кодекс, начавший функционировать в январе 2008 года, предусматривает передачу субъектам многих функций, касающихся воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также внедрение механизмов для предоставления частным структурам возможности взять леса в долгосрочную аренду. Таким образом, власти считают, что децентрализованная модель управления, принятая на западе, сможет повысить эффективность функционирования всей отрасли.
В связи с этим Министерство природных ресурсов Российской Федерации прогнозирует увеличение доходов от лесного хозяйства до 40 миллиардов рублей и вложение лесопользователями, взявшими в аренду леса на сроки менее 25 лет, не менее 7 миллиардов рублей. Однако в 2007 году объемы продаж древесины лишь снизились на 21% по причине плохой организации работ в нескольких регионах страны. Также снижение объемов заготовляемого леса могло произойти из-за закрытия многочисленных средних и мелких предприятий.
Сейчас примерно половина предприятий в России, заготавливающих пиловочник - убыточны, либо находятся на грани убыточности. Большинство прибыльных предприятий являются крупными холдингами, имеющими в своем составе целлюлозно-бумажное производство.
Другой проблемой, сдерживающей развитие лесного комплекса, является плохое финансирование. Промышленные предприятия не могу освоить все лесные ресурсы. Половина всех запасов древесины страны является спелым лесом, которые следует вырубить и переработать. Но из-за нехватки мощностей, в том числе и лесозаготовительной техники, перерабатывается лишь малая часть. Так, компании дальневосточного края способны переработать лишь 2% от всей имеющейся у них древесины. Достижение приемлемого уровня выхода продукта переработки невозможно и из-за устаревших технологий и оборудования. Гораздо хуже дела обстоят с глубокой переработкой древесины: при равном объеме сырья Российская Федерация производит примерно в 4 раза меньше целлюлозы и бумаги, чем Финляндия.
Государство пытается заставить предприятия перерабатывать древесину внутри страны, повышая экспортные пошлины на лес кругляк. Стоит заметить, что на мировом рынке Россия экспортирует 30% леса кругляка лиственных пород и 40% леса кругляка хвойных пород.
Участники рынка сходятся в едином мнении, что для ощутимых положительных изменений в лесозаготовительной отрасли необходимо создать для нее благоприятные инвестиционные условия, базирующиеся на государственной поддержке лизинга новой техники, самой низкой арендной плате за пользование лесными ресурсами и субсидировании процентных ставок по кредитам.