Трактор представляет собой транспортное средство на собственном ходу. Используется в качестве тягача, а также в роли самостоятельной специальной техники для выполнения работ соответствующих оборудованию трактора. Состоит из следующих постоянных узлов: двигателя, силовой передачи, ходовой части, рабочего оборудования, органов управления. Принцип конструкции не меняется, к какой бы модификации трактор не относился.
Каждая модель трактора имеет свое рабочее оборудование, предназначенное для решения специализированных задач. Машины отличаются также техническими характеристиками и внешними конструктивными особенностями.
Классификация
Одним из принципов, по которым классифицируют тракторы, является тип ходовой части. Согласно ему выделяют следующие виды машин:
• гусеничные (тракторная база расположена на гусеничном шасси),
• колесные (тракторная база установлена на колесном шасси),
• полугусеничные (спереди расположены управляемые колеса, сзади -,ведущее гусеничное шасси),
• колесно-гусеничные (ведущими являются и колесное (переднее) и гусеничное (заднее) шасси).
Гусеничные модели являются более проходимыми в условиях бездорожья, они, как правило, обладают большей грузоподъемностью по сравнению с колесными аналогами. Но такие машины портят асфальтовое покрытие, поэтому их применение в условиях городских дорог не всегда возможно.
По конструктивным особенностям остова машины тракторы бывают безрамные, полурамные и рамные. Данная характеристика связана с типом оборудования, установленного на тракторе. Иногда требуется наличие жесткой рамы, для того, чтобы трактор был способен выдерживать силовые нагрузки.
По виду установленного двигателя выделяют тракторы:
• оснащенные двигателями внутреннего сгорания,
• карбюраторные,
• с дизельными двигателями,
• с газогенераторами,
• электрические,
• паровые.
Последняя группа тракторов встречается редко. Паровые тракторы ушли в историю, они имеют слишком громоздкую конструкцию и их работа экономически невыгодна.
По назначению тракторы разделяют на:
Сельскохозяйственные:
• общего назначения,
• универсальные,
• универсально-пропашные,
• специализированные по видам работ и условиям эксплуатации (мотоблоки, малогабаритные, хлопковые, свекловодческие, табаководческие,виноградниковые, рисоводческие, семеноводческие, хмелеводческие, тепличные, овощеводческие, животноводческие и пр.).
Промышленные:
• болотоходные,
• общего назначения,
• специализированные по условиям и видам работы (земноводные и подводные, подземные, малогабаритные, трубоукладчики, погрузчики).
Лесопромышленные:
• плавающие,
• болотоходные,
• трелевочные.
Лесохозяйственные:
• общего назначения,
• болотоходные.
Каждая группа тракторов выполняет свои функции в соответствие с поставленными задачами. Сельскохозяйственные машины предназначены для автоматизации процессов подготовки почвы, посева семян, сбора урожая и прочих сопутствующих манипуляций. Промышленные тракторы могут совмещать функции помощников для основного оборудования (например, кранов) и выступать самостоятельно в качестве бульдозеров, экскаваторов и т.д. Лесохозяйственные и лесопромышленные тракторы выполняют весь спектр работ, начиная от вала леса, его транспортировки, заканчивая восстановлением территорий лесного массива.